День полярника в России в 2025 году: когда празднуют, какого числа отмечается
Существует немалое количество профессий экстремального вида. Зачастую, они становятся выбором людей, которые жаждут так называемых «острых» ощущений, любители суровой романтики, которые не бояться одиночества. Такой вид профессий представлен вирусологами и эпидемиологами, стрингерами, пожарниками, каскадерами, шахтерами. К этому же списку, несомненно, относятся и полярники – отважные покорители Севера. Именно представителям такого вида профессии и приурочена дата в календаре – двадцать первое число последнего весеннего месяца, которая отмечается каждый год.
Истоки праздничной даты
Празднование Дня полярника в Российской Федерации достаточно недавно началось. Впервые эту дату стали отмечать в 2013-м году. Инициативу по утверждению такого праздничного дня выдвинули представители Совета Федерации, а именно сенатор и спецпредставитель президента по вопросам международного сотрудничества в Арктике Артур Чилингаров. Данное предложение было поддержано остальными членами Совфеда в первом зимнем месяце 2012-го года. Через несколько месяцев, 25-го апреля 2013-го года данный вопрос был представлен на рассмотрение президенту страны В. В. Путину. И решение было положительным: был издан указ в мае 2013-го года об учреждении Дня полярника.
Исторические предпосылки
Праздничная дата была выбрана не случайно, а по историческим данным. 21-го числа в мае-месяце в 1937-м году началось функционирование первой научно-исследовательской экспедиции полярной дрейфующей станции, которая была названа «Северным полюсом». Спустя определенное время название станции заменили на «Северный полюс-1», которое в сокращении обозначали - «СП-1». Открытие такой станции осуществилось по решению, принятом Политбюро ЦК ВКП (б) в феврале 1936-го года. Предпосылками открытия станции стала необходимость в проведении разнообразных исследовательских действий с целью хозяйственного освоения территории Крайнего Севера и выполнения прочих действий в данном регионе: геофизические, океанографические, метеорологические исследования. Возглавил станцию Иван Папанин, а первую советскую научно-исследовательскую экспедицию – академик Отто Шмидт.
Персонал полярной станции включал ученых Евгения Федорова и Петра Ширшова, радиста Эрнста Кренкеля. В качестве транспорта по доставке грузов на Север и собственно полярников, использовались самолеты АНТ-6 (ТБ-3). Общее количество авиатранспорта включало четыре самолета, каждый и которых был усовершенствован для возможности эксплуатации его в суровых условиях Арктики.
Летний отряд курировать было назначено Михаилу Водопьянову. Исходная база представляла собой участок территории на острове, который располагался на самой крайней северной точке архипелага Земля Франца-Иосифа и в тоже время, являющейся наиболее приближенной к суше Северного полюса – о. Рудольфа. Перевоз продовольственных продуктов, топлива, монтаж радиомаяка и аэродрома были выполнены заблаговременно, а вот переправа отряда самолетов затянулась на месяц ввиду неблагоприятной погоды, из-за которой пилоты вынуждены были периодически осуществлять остановки-посадки.
21-е число майского месяца в 1937-м году знаменуется совершением полета флагманским самолетом с членами первой советской экспедиции с о. Рудольфа на одну из дрейфующих льдин на расстоянии в 20 км от Северного полюса. Экипаж самолета составлял тринадцать человек, четверо из которых были полярники. Виду задержки вынужденного характера самолетов с членами летнего отряды «приземление» всей экспедиции осуществилось лишь пятого июня. А шестого июня этого же года произошло открытие в торжественной обстановке полярной дрейфующей станции «СП-1». Этим же днем, транспорт, доставлявший людей и грузы, был отправлен назад.
Таким способом произошло начало деятельности первых отечественных полярников, находившихся практически на краю Земли, где им сопутствовал только холод, солнце, лед и снег, и ни души кроме них самих. Эти четыре полярника-первопроходца, спустя время, получили прозвище «папанинцев – в соответствии с фамилией их лидера. Проживали первые отечественные полярники в палатках, там же осуществляли работу над своими исследованиями. Помимо этого, в своем распоряжении они имели следующее: ледяной склад, метеобудку, теодолит, мастерскую и две мачты радиостанции с антенной, которая их соединяла. Каждый день полярниками осуществлялись новые открытия, производились замеры глубин и скоростей дрейфа, отбирались пробы почвы, определялись координаты, совершались наблюдения в гидрологической и метеорологической сфере. Работа станции на льдине продолжалась в течении 274-х дней. В течении этого периода, станция на льдине прошла расстояние в 2,5 тысячи километров, пройдя по просторам Северного Ледовитого океана, Гренландского моря, пролива, разделяющего Гренландию и Шпицберген. И все это время жизнь полярников была в опасности в виду сильного сжатия, которое вызывало неоднократное разламывание льдины. Именно по этим причинам, члены высшего руководства приняли решение о прекращении деятельности полярников и эвакуации их. Это произошло девятнадцатого февраля в 1938-м году. ДЛЯ эвакуации членов экспедиции дыли использованы ледоколы «Мурман» и «Таймыр», которые доставили отважных полярников в Ленинград в тот же день.
Полученные результаты были впечатляющими. В научном материале, который был собран полярниками, было всецелое представление о природе Северного полюса, отображался характер процессов, происходящих в атмосфере, параметры океана. Впоследствии каждому участнику экспедиции было присвоено звание Героя Советского Союза.
Немного о профессии полярника
Одно из интервью, которое было опубликовано в средствах массовой информации, содержит интересное высказывание начальника РАЭ Валерия Владимировича Лукина о том, что полярник является не профессией, а образом жизни. После вопроса журналиста о том, каким образом можно получить данную профессию, Валерий Владимирович ответил, что для этого нужно в совершенстве владеть навыками одной из любого рода профессии, а далее приступить к ее реализации в полярных регионах нашей планеты. Однако, важным условием является актуальность и важность такой профессии на территории Крайнего Севера. По-другому можно сказать, что полярником может стать тот, кто имеет специальность сварщика, строителя, компьютерщика, электрика, летчика, моряка, метеоролога, океанолога, радиста, врача и прочих.
Естественно полярники не все время находятся в суровых условиях Арктики. Свои путешествия на крайний Север они осуществляют с перерывами. Продолжение каждой командировки составляет от полугода до двух лет. О занятиях полярника было уже сказано выше, они несомненно являются метеорологического и экологического характера, а в обобщенном формате – научно-исследовательского. К работе в таких сложных условиях готов только тот, кто является неприхотливым, не очень общительным, тот, кто предпочитает уединение и является всецело преданным своей сфере деятельности.
Когда, какого числа в 2025 году День полярника в России. Дата праздника: 21 мая
***
Смотрите также: Поздравления с днем полярника в России
***
На праздники:
Поздравления |
Конкурсы |
Сценарии |
Статусы |
История